Пугачёвское село Воскресенское
Как история отразилась в живописи
В Мелеузовском районе есть село Воскресенское, с которого началась горно-заводская колонизация башкирских земель. В его историю вплелись такие громкие для XVIII века имена, как Акинфий Демидов, «железных заводов заводчик», «соляной промышленник» Петр Осокин — они претендовали на владение заводом, но «тендер» выиграл симбирский купец Иван Твердышев.
В лучах заходящего солнца руины медеплавильного завода, отбрасывающие длинные тени, кажутся застывшей картиной. В окружении спокойной, дремотной тишины, царящей в округе, с трудом верится, что некогда здесь кипели страсти. В 1745 году Твердышев поставил медеплавильный завод, ставший преемником некогда разрушенного взбунтовавшимися башкирами казенного предприятия. На юге Башкирии Твердышева привлекли медно-рудные залежи и высокий строевой лес. Обманув местных старшин, оборотистый купец получил обширные пространства земли, заплатив за каждую десятину меньше копейки. За год после пуска Воскресенского завода было выплавлено 15 тысяч пудов чистой меди. Эксплуатация бывших крестьян, согнанных из центральных губерний, была ужасающей. Но именно поэтому Иван Твердышев и его компаньоны стали одними из богатейших промышленников Российской империи. Экскурсию по селу и главной его достопримечательности — Воскресенской картинной галерее проводит директор Елена Баранова, большой знаток истории края. Она рассказывает, какие события происходили здесь во время Крестьянской войны.
12 октября 1773 года завод был захвачен пугачевцами, и они сразу же принялись изготавливать пушки и снаряды. После поражения под Оренбургом Емельян Пугачев сам побывал на Воскресенском заводе. «Существует легенда, — рассказывает Елена Георгиевна, — что после богослужения в церкви завода Пугачев со своими людьми ушел оттуда подземным ходом. Ход этот шел до леса, и после этого в Воскресенске Пугачева больше никто не видел». Бунтарь ушел, прихватив с собой с завода годных для службы людей. Сам завод разрушил, а его владелец, Иван Твердышев, умер.
Сейчас Воскресенское славится своей картинной галереей. В годы войны сюда были эвакуированы ученики Московской художественной школы. Как бы тяжело ни было стране, талантливых детей спасали. В повести И. Симанчука «У тех синих венцов» подробно рассказывается об этой поре.
Ребят тепло встретили, накормили, хотя сами-то сельчане испытывали нужду. Потом юные художники придумали, чем подкормиться. Наловчились вспарывать пустые тюбики из-под красок, делать из них трафареты и печатать карты — их на базаре спрашивали женщины, чтобы гадать на своих фронтовиков. Такса была железная: колода карт — ведро картошки. Другие подряжались писать портреты по фотографиям тех, кто ушел на войну.
Во время уроков московские педагоги приводили в классы местных жителей, таких колоритных! Один старик пересказывал воспоминания своего деда о самом Пугачеве. Другой — какие здесь раньше были «виды красоты чудесной». Наслушавшись, ребята брались за композиции: «Пугачевское войско», «Башкирская конница». Детские впечатления позволили известнейшему художнику Павлу Бунину сделать выразительные иллюстрации к «Капитанской дочке». В 1943 году художественная школа вернулась в Москву. Именно из той воскресенской плеяды вышла когорта замечательных живописцев — Виктор Иванов, Гелий Коржев, Валентин Пурыгин, Петр Оссовский, Люциан Шитов... Много позже «московские воскресенцы» приехали в село, навезли картин, организовали местный музей. И теперь эта галерея с невероятно высоким художественным статусом привлекает самых разных поклонников живописи из разных уголков, из разных стран...
Альфия КУЛЬМУХАМЕТОВА. Мелеузовский район.
10.10.06
|