Пятница, 19.04.2024, 04:28
Воскресенское
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Файлы
Исторические статьи о Воскресенске [41]
Статьи о истории образования Воскресенского
Воскресенская средняя школа [2]
Статьи о Воскресенской средней школе, учителях, учениках и выпускниках.
Колхоз "Ленинское знамя" [0]
Решающую роль в жизни села играл колхоз "Ленинское знамя".
Жизнь знаменитых земляков [3]
Жизнь знаменитых земляков, их судьба.
Мероприятия села Воскресенское [4]
Статьи о праздниках, конкурсах, памятных мероприятиях проводимых в Воскресенске
Разное [6]
Разное
ВГТРК
Картинная галерея
Воздвижение креста
Интересное видео
Главная » Статьи » Исторические статьи о Воскресенске [ Добавить статью ]

Галерея.

Галерея.

"...ЭТо для нас свет, глоток воздуха!".

Виталий меньшиков.

Вскоре после начала великой отечественной войны в июле 1941-го из москвы в башкирию была эвакуирована знаменитая московская средняя художественная школа (мсхш) при институте живописи им. Сурикова. Это спасло целое поколение талантливых художников. Сегодня об этом напоминает уникальная картинная галерея в приуральском селе воскресенское, созданная в ноябре 1971 г. О ней - наш рассказ.

...ГОворят, детские впечатления - самые сильные, надолго врезающиеся в память. А если речь идет о художественно одаренных детях, способных "остановить мгновение" с помощью карандаша или кисти? в воскресенском, где мне с моими однокашниками пришлось провести годы эвакуации, таких ярких мгновений было вдоволь. И теперь благодаря судьбе и организаторам уникальной галереи эти работы доступны всем желающим.

Когда летом 1995 г. Воскресенцы отмечали 250-летие своего села, уфимский дом-музей с. Т. Аксакова предоставил свои залы для юбилейной выставки из собрания произведений искусств воскресенской галереи. На ней было свыше 100 работ московских и башкирских художников; основу же экспозиции составили портреты, пейзажи, натюрморты, композиции, рисунки, скульптуры учащихся и преподавателей мсхш, созданные в воскресенском в годы войны.

Основатели галереи и авторы экспонатов - хорошо известные в столице да и по всей россии московские живописцы, графики, скульпторы. Многие из них избраны академиками и членами-корреспондентами российской академии художеств. Удостоены почетных званий народного и заслуженного художника и деятеля искусств, дипломов лауреатов государственных премий ссср и рф. Есть в воскресенской картинной галерее и работы мастеров, чьи имена обрели мировую известность...



Источник: http://www.tundracd.ru/articles/Galerey_eto_dly_nas.html

Соучредители сельского музея - местные интеллигенты-энтузиасты, представители администрации башкортостана, художественный музей имени м. В. Нестерова в уфе.

В коллекции - около 300 работ более восьмидесяти авторов, созданных начиная с 30-х годов. Золотой фонд составило уникальное собрание рисунков, акварелей, портретов и пейзажей, написанных маслом, композиций, скульптур. Таким запасником художественных ценностей военной поры не обладает, пожалуй, ни одна картинная галерея россии и ближнего зарубежья, не говоря уже о дальнем!

- за год до официального открытия галереи, - рассказала мне уроженка села, "хранитель" галереи, художник-график елена георгиевна баранова, - к нам из москвы приехали виктор алексеевич бабицин и его друг руслан андреевич кобозев. Это оказалась не просто творческая командировка. В знак любви и признательности к воскресенскому, где вместе с мсхш они жили и учились в 1941-1943 годах, художники задумали создать в этом уральском селе картинную галерею.

Местные власти идею поддержали. Изложили ее в письме на имя тогдашнего председателя правления союза художников российской федерации гелия михайловича коржева. Он - тоже "воскресенец" - с ходу принял идею.

Более года подбирали картины из фондов музеев москвы, личных коллекций и "запасников" самих художников-"воскресенцев", ремонтировали выделенный под галерею кирпичный дом на берегу реки тор. Здесь жил известный в 20-е годы врач-хирург местной заводской больницы э. И. Корлейс.

Главным "попечителем" галереи стал уфимский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Он помогает в организации и проведении выставок, по возможности оказывает другую поддержку. Но главное - предоставив сельской галерее статус своего филиала, выделяет из своего скромного бюджета средства на зарплату двух посменных сторожей и уборщицы. Это и есть штат филиала, который находится в распоряжении смотрителя и экскурсовода е. Барановой. В нынешних условиях да и в перспективе статус филиала государственного художественного музея республики башкортостан, пока еще сохраняемый воскресенской галереей, - в сущности, единственная реальная гарантия ее выживания. Воплощение угрозы перевести ее на баланс района может оказаться для сельского музея губительным.

А о том, что галерея необходима, свидетельствуют и многочисленные отзывы гостей галереи, и публикации в местных и республиканских сми.

Когда читаешь записи в книге посетителей, в числе которых были и наши соотечественники, и гости из сша, германии, голландии, индии, других стран, наряду с выражением благодарности нередко встречаешь и такие:

"...Прекрасная неожиданность!" (ситников и еще 6 подписей. 1 февраля 1997 г.), "...УДивлены, поражены воскресенской галереей..." (Из записи учащихся художественной школы г. Кумертау. 5 подписей), "...Посетив воскресенскую картинную галерею, испытали приятное чувство удивления, восхищения и радости. Не ожидали!" (из отзыва студентов башкирского технологического университета. 15.08.98).

Природа сюрприза кроется в удивительной "биографии" собранной здесь коллекции произведений искусств. Галерея отразила характер "воскресенской главы" истории мсхш (в 1992 г. Школа переименована в московский академический лицей российской академии художеств) в духовном и профессиональном формировании целой плеяды именитых художников нашей страны.

Музей действительно единственный в своем роде. Имена известных личностей оказались связаны с судьбой целых поколений воскресенцев. Здесь - былое имение знаменитого дворянского рода пашковых; в воскресенских "хрониках" упомянуты графиня е. А. Толская, горнозаводчики и. Мясников, братья твердышевы и предводители казачье-крестьянского бунта емельян пугачев и салават юлаев. Именно в здешнем медеплавильном заводе разбивал свой походный бивак емельян пугачев. Грозный атаман, дерзнувший наречься "царем петром iii", в местной деревянной часовне (увы, не сохранившейся) отвешивал земные поклоны во время большой церковной службы. Об этом доносил в оренбургское духовное правление заводской священник стефан симеонов.

Богатая история питала воображение юных художников. Так л. Котляров запечатлел в ранней серии композиций "пугачевщина" воскресенские события собственной трактовки.

Обращаясь к воспитанникам мсхш военной поры, кандидат философских наук а. Свириденко замечает в одной из публикаций: "...По-разному сложилась их судьба, кого-то уже нет среди нас, а кто-то стал действительно большим художником. Но каждый из них на всю жизнь впитал в себя красоты урала, его просторы и лучезарное небо. Эти впечатления юных лет навечно отобразились в их полотнах, воплотивших юношескую экспансивность и мудрость зрелого человека". И уже обращаясь непосредственно к воскресенской галерее и ее коллекции: "...Сегодня эта галерея экспонирует редчайшие историко-художественные памятники - карандашные наброски, акварели и живописные полотна многих ныне известных художников. Такие выпускники художественной школы, как г. Коржев, п. Оссовский, в. Иванов, в. Стожаров, в. Пурыгин, и ряд других стали художниками с мировым именем".

Пожалуй, основой коллекции, датированной 1941-1945 годами, является своеобразное преломление в самых ранних юношеских шедеврах будущих прославленных мастеров высочайшего духовного подъема, охватившего наш народ в годы войны.

Зритель безошибочно чувствует это в воскресенских пейзажах, портретах местных жителей, композициях на исторические темы или в непосредственном восприятии "эха войны", докатывавшегося до уральского села проводами новобранцев и горестным плачем матерей и вдов над фронтовыми "похоронками".

Для авторов коллекции такое понятие, как любовь к родине, ее историческим традициям, национальным героям и рядовым соотечественникам в лице тех же воскресенских крестьян, никогда не было отвлеченным, "академическим". Для них это мироощущение - естественное эстетическое восприятие действительности...

А вот слова одного из самых талантливых и мудрых живописцев-"воскресенцев" - народного художника ссср, лауреата государственной премии, действительного члена российской академии художеств виктора ивановича иванова:

"в нашей школе царил дух познания жизни, приобщения к таким высоким понятиям, как родина, государство... И все это входило в наше сознание через изображение реальной жизни, нас окружавшей. Краеугольным принципом педагогической системы была натура, как воплощение и средоточие всех сложностей жизни и психологии человека. Все это могло быть художественно познано и выражено через натуру".

И, развивая мысль дальше, подчеркивал:

"...Именно поэтому школа создала абсолютные ценности в изобразительном искусстве. Чувство родины военного времени в пейзаже достигает в работах учеников школы такой высоты, что, по моему убеждению, такой силы выражения этого не было в советском искусстве".

В. Иванов - мой однокашник, с которым мы провели все годы эвакуации в воскресенском. Его картины из эпического сериала "русские женщины-крестьянки" заняли свое место в третьяковке, русском музее, в зарубежных частных коллекциях, в том числе в знаменитой галерее уффици во флоренции, где экспонируется его "автопортрет"...
Категория: Исторические статьи о Воскресенске | Добавил: voskresenskoe (19.08.2010) W
Просмотров: 1994 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Награды ветеранов
Подвиг Народа
Поделиться
Статистика
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024