Галерея.
"...ЭТо для нас свет, глоток воздуха!".
Виталий меньшиков.
Вскоре после начала великой отечественной войны в июле 1941-го
из москвы в башкирию была эвакуирована знаменитая московская
средняя художественная школа (мсхш) при институте живописи им.
Сурикова. Это спасло целое поколение талантливых художников.
Сегодня об этом напоминает уникальная картинная галерея в
приуральском селе воскресенское, созданная в ноябре 1971 г. О ней
- наш рассказ.
...ГОворят, детские впечатления - самые сильные, надолго
врезающиеся в память. А если речь идет о художественно одаренных
детях, способных "остановить мгновение" с помощью карандаша или
кисти? в воскресенском, где мне с моими однокашниками пришлось
провести годы эвакуации, таких ярких мгновений было вдоволь. И
теперь благодаря судьбе и организаторам уникальной галереи эти
работы доступны всем желающим.
Когда летом 1995 г. Воскресенцы отмечали 250-летие своего
села, уфимский дом-музей с. Т. Аксакова предоставил свои залы для
юбилейной выставки из собрания произведений искусств
воскресенской галереи. На ней было свыше 100 работ московских и
башкирских художников; основу же экспозиции составили портреты,
пейзажи, натюрморты, композиции, рисунки, скульптуры учащихся и
преподавателей мсхш, созданные в воскресенском в годы войны.
Основатели галереи и авторы экспонатов - хорошо известные в
столице да и по всей россии московские живописцы, графики,
скульпторы. Многие из них избраны академиками и
членами-корреспондентами российской академии художеств. Удостоены
почетных званий народного и заслуженного художника и деятеля
искусств, дипломов лауреатов государственных премий ссср и рф.
Есть в воскресенской картинной галерее и работы мастеров, чьи
имена обрели мировую известность...
Источник: http://www.tundracd.ru/articles/Galerey_eto_dly_nas.html
Соучредители сельского музея - местные
интеллигенты-энтузиасты, представители администрации
башкортостана, художественный музей имени м. В. Нестерова в уфе.
В коллекции - около 300 работ более восьмидесяти авторов,
созданных начиная с 30-х годов. Золотой фонд составило уникальное
собрание рисунков, акварелей, портретов и пейзажей, написанных
маслом, композиций, скульптур. Таким запасником художественных
ценностей военной поры не обладает, пожалуй, ни одна картинная
галерея россии и ближнего зарубежья, не говоря уже о дальнем!
- за год до официального открытия галереи, - рассказала мне
уроженка села, "хранитель" галереи, художник-график елена
георгиевна баранова, - к нам из москвы приехали виктор алексеевич
бабицин и его друг руслан андреевич кобозев. Это оказалась не
просто творческая командировка. В знак любви и признательности к
воскресенскому, где вместе с мсхш они жили и учились в 1941-1943
годах, художники задумали создать в этом уральском селе картинную
галерею.
Местные власти идею поддержали. Изложили ее в письме на имя
тогдашнего председателя правления союза художников российской
федерации гелия михайловича коржева. Он - тоже "воскресенец" - с
ходу принял идею.
Более года подбирали картины из фондов музеев москвы, личных
коллекций и "запасников" самих художников-"воскресенцев",
ремонтировали выделенный под галерею кирпичный дом на берегу реки
тор. Здесь жил известный в 20-е годы врач-хирург местной
заводской больницы э. И. Корлейс.
Главным "попечителем" галереи стал уфимский государственный
художественный музей им. М. В. Нестерова. Он помогает в
организации и проведении выставок, по возможности оказывает
другую поддержку. Но главное - предоставив сельской галерее
статус своего филиала, выделяет из своего скромного бюджета
средства на зарплату двух посменных сторожей и уборщицы. Это и
есть штат филиала, который находится в распоряжении смотрителя и
экскурсовода е. Барановой. В нынешних условиях да и в перспективе
статус филиала государственного художественного музея республики
башкортостан, пока еще сохраняемый воскресенской галереей, - в
сущности, единственная реальная гарантия ее выживания. Воплощение
угрозы перевести ее на баланс района может оказаться для
сельского музея губительным.
А о том, что галерея необходима, свидетельствуют и
многочисленные отзывы гостей галереи, и публикации в местных и
республиканских сми.
Когда читаешь записи в книге посетителей, в числе которых были
и наши соотечественники, и гости из сша, германии, голландии,
индии, других стран, наряду с выражением благодарности нередко
встречаешь и такие:
"...Прекрасная неожиданность!" (ситников и еще 6 подписей. 1
февраля 1997 г.), "...УДивлены, поражены воскресенской
галереей..." (Из записи учащихся художественной школы г.
Кумертау. 5 подписей), "...Посетив воскресенскую картинную
галерею, испытали приятное чувство удивления, восхищения и
радости. Не ожидали!" (из отзыва студентов башкирского
технологического университета. 15.08.98).
Природа сюрприза кроется в удивительной "биографии" собранной
здесь коллекции произведений искусств. Галерея отразила характер
"воскресенской главы" истории мсхш (в 1992 г. Школа переименована
в московский академический лицей российской академии художеств) в
духовном и профессиональном формировании целой плеяды именитых
художников нашей страны.
Музей действительно единственный в своем роде. Имена известных
личностей оказались связаны с судьбой целых поколений
воскресенцев. Здесь - былое имение знаменитого дворянского рода
пашковых; в воскресенских "хрониках" упомянуты графиня е. А.
Толская, горнозаводчики и. Мясников, братья твердышевы и
предводители казачье-крестьянского бунта емельян пугачев и
салават юлаев. Именно в здешнем медеплавильном заводе разбивал
свой походный бивак емельян пугачев. Грозный атаман, дерзнувший
наречься "царем петром iii", в местной деревянной часовне (увы,
не сохранившейся) отвешивал земные поклоны во время большой
церковной службы. Об этом доносил в оренбургское духовное
правление заводской священник стефан симеонов.
Богатая история питала воображение юных художников. Так л.
Котляров запечатлел в ранней серии композиций "пугачевщина"
воскресенские события собственной трактовки.
Обращаясь к воспитанникам мсхш военной поры, кандидат
философских наук а. Свириденко замечает в одной из публикаций:
"...По-разному сложилась их судьба, кого-то уже нет среди нас, а
кто-то стал действительно большим художником. Но каждый из них на
всю жизнь впитал в себя красоты урала, его просторы и лучезарное
небо. Эти впечатления юных лет навечно отобразились в их
полотнах, воплотивших юношескую экспансивность и мудрость зрелого
человека". И уже обращаясь непосредственно к воскресенской
галерее и ее коллекции: "...Сегодня эта галерея экспонирует
редчайшие историко-художественные памятники - карандашные
наброски, акварели и живописные полотна многих ныне известных
художников. Такие выпускники художественной школы, как г. Коржев,
п. Оссовский, в. Иванов, в. Стожаров, в. Пурыгин, и ряд других
стали художниками с мировым именем".
Пожалуй, основой коллекции, датированной 1941-1945 годами,
является своеобразное преломление в самых ранних юношеских
шедеврах будущих прославленных мастеров высочайшего духовного
подъема, охватившего наш народ в годы войны.
Зритель безошибочно чувствует это в воскресенских пейзажах,
портретах местных жителей, композициях на исторические темы или в
непосредственном восприятии "эха войны", докатывавшегося до
уральского села проводами новобранцев и горестным плачем матерей
и вдов над фронтовыми "похоронками".
Для авторов коллекции такое понятие, как любовь к родине, ее
историческим традициям, национальным героям и рядовым
соотечественникам в лице тех же воскресенских крестьян, никогда
не было отвлеченным, "академическим". Для них это мироощущение -
естественное эстетическое восприятие действительности...
А вот слова одного из самых талантливых и мудрых
живописцев-"воскресенцев" - народного художника ссср, лауреата
государственной премии, действительного члена российской академии
художеств виктора ивановича иванова:
"в нашей школе царил дух познания жизни, приобщения к таким
высоким понятиям, как родина, государство... И все это входило в
наше сознание через изображение реальной жизни, нас окружавшей.
Краеугольным принципом педагогической системы была натура, как
воплощение и средоточие всех сложностей жизни и психологии
человека. Все это могло быть художественно познано и выражено
через натуру".
И, развивая мысль дальше, подчеркивал:
"...Именно поэтому школа создала абсолютные ценности в
изобразительном искусстве. Чувство родины военного времени в
пейзаже достигает в работах учеников школы такой высоты, что, по
моему убеждению, такой силы выражения этого не было в советском
искусстве".
В. Иванов - мой однокашник, с которым мы провели все годы
эвакуации в воскресенском. Его картины из эпического сериала
"русские женщины-крестьянки" заняли свое место в третьяковке,
русском музее, в зарубежных частных коллекциях, в том числе в
знаменитой галерее уффици во флоренции, где экспонируется его
"автопортрет"...
|