"Республика Башкортостан" № 133 СВЯЗЬ ВРЕМЁНСюжет картины о войне
Две родины остались навсегда — Москва и Воскресенское
В памяти и творчестве сохранили образы башкирской земли и свет
человеческой доброты юные художники из Москвы, эвакуированные в годы
Великой Отечественной войны в старинное горнозаводское село.
Воскресенское стало творческим родником для целой плеяды именитых
российских художников и скульпторов. В 1941 — 1943 годах около двухсот
учеников Московской художественной школы при Московском государственном
художественном институте имени В. И. Сурикова в возрасте от 11 до 17 лет
вместе со своими педагогами покинули столицу. Школа-интернат была
создана в 1939 году известным российским живописцем Игорем Грабарем и
объединила одаренных детей из довоенных изостудий Подмосковья, Самары,
Челябинска. Решение об ее эвакуации было принято сразу же после начала
Великой Отечественной войны. Этюдник, краски и немного вещей — все, что
взяли с собой в дорогу юные художники и их педагоги. До Уфы добирались
на поезде шесть дней: пропускали встречные эшелоны с танками, идущие на
запад. Еще день — на подводах из Мелеуза.
Они приехали в Воскресенское детьми и вернулись в Москву
состоявшимися личностями. После войны многие ученики Московской
художественной школы стали академиками и членами-корреспондентами
Российской академии художеств, лауреатами Государственных премий
Российской Федерации. Но высокие титулы не заслонили в их душах два года
жизни в далеком и близком сердцу селе Воскресенское.
«Мы услышали здесь тишину»
Девочки в панамах и платьицах с оборками, мальчики в светлых
костюмах и ботинках. Воскресенцы с любопытством рассматривали
эвакуированных детей, знойным июльским днем остановившихся умыться
возле реки Тор.
Первая встреча была интересна и для приезжих. Столичные дети
зачарованно глядели на Синие Венцы — так местные жители исстари
называют живописную гряду отрогов Южного Урала, окруживших
Воскресенское. Кто-то именно здесь впервые увидел линию горизонта.
Другие отметили выразительный «окающий» говор воскресенцев. Кто-то из
подростков услышал, как звенит тишина…
Об этом в 1982 году публицист и художник Илья Симанчук напишет
документальную книгу «У тех Синих Венцов». Она построена на
воспоминаниях детей из Московской художественной школы, отправленных в
эвакуацию в Воскресенское.
Ребят тепло встретили, накормили. Но ведь сами-то сельчане испытывали
нужду. Так что, в конце концов, юным художникам самим пришлось
изыскивать возможности подкормиться. Наловчились распарывать пустые
тюбики из-под красок, делать из них трафареты и печатать карты — их на
базаре спрашивали женщины, чтобы гадать на своих фронтовиков. Такса была
железная: колода карт — ведро картошки. Другие подряжались писать
портреты по фотографиям тех, кто ушел на войну.
Зима в предгорьях Урала оказалась суровой. Но хуже всего было то, что
кончились запасы картона и бумаги, холстов и красок. Пробовали писать,
разбавляя краски умыкнутой из медпункта касторкой, но она, проклятая,
напрочь отказывалась сохнуть. Испробовали «клопомор»: вышло сносно, но
потом этюды почернели. На холсты шли распоротые и натянутые на рамы
мешки. Их тоже надо было чем-то грунтовать. А педагоги приводили в
классы местных жителей — таких колоритных! Один старик пересказывал
воспоминания своего деда о самом Пугачеве. Другой — какие здесь раньше
были «виды красоты чудесной». Наслушавшись, ребята взялись за
композиции: «Пугачевское войско», «Башкирская конница»...
Село Воскресенское, ныне относящееся к Мелеузовскому району, в годы
войны было районным центром. Юным художникам была отдана часть здания
райсовета, многих детей приняли на постой крестьяне. Москвичи быстро
подружились с сельскими ребятами, тем более что общеобразовательные
предметы изучали в Воскресенской школе. Вместе играли в футбол, вскоре
ничем не отличались в одежде, в 1943 году устроили маскарад с лозунгом:
«Грянем школьным маскарадом в честь побед под Сталинградом!» Наравне с
воскресенскими парнями юноши из Московской художественной школы в 18 лет
уходили на фронт. Шестеро из двадцати трех вчерашних учеников погибли в
боях, одному присвоено звание Героя Советского Союза.
Сильные впечатления эвакуированных детей отобразились в удивительных
картинах, где есть и щемящее чувство Родины, и детская наблюдательность,
и несомненный талант. Пронзительно глубоки краски полотен, созданных по
мотивам воспоминаний о времени, проведенном в Воскресенском. Ощущение
большого пространства в акварелях соседствует с точностью деталей в
карандашных зарисовках 1942 — 1943-го годов. Запахи земли и сена, словно
из восемнадцатого века тулупы и домотканые одежды, люди труда, картины
подлинной народной жизни — все это стало живительным зерном творчества
для одаренных москвичей, несмотря на то, что их быт в Воскресенском был
весьма далек от столичного, особенно холодными зимами.
Не было холстов — приспособились к местной продукции. В
годы войны в здании бывшего Воскресенского завода работала небольшая
мебельная фабрика. Выпускала мебель, лыжи для фронта, ящики для
снарядов, деревянные детали для самолетов и коричневый ноздреватый
картон — из соломы и прессованных опилок. Его-то и научились
грунтовать под масло. Как реликвии хранят сегодня в частных коллекциях
московские художники свои старые работы, выполненные на воскресенском
картоне.
Есть они и в коллекции Воскресенской картинной галереи, появившейся
на свет в знак благодарности за человеческую доброту, проявленную в годы
Великой Отечественной войны. Задумка сказать таким образом «спасибо»
жителям села, которые приютили юных художников, учили и позировали им,
появилась у Виктора Алексеевича Бабицына, и в 1970 году она была
реализована.
Память сердца сильней невзгод
Картинная галерея Воскресенского — единственное в нашей республике
собрание московской школы произведений живописи, графики и скульптуры
1940 — 1990 годов. Коллекция из 300 работ 80 авторов постоянно
пополняется. Второе и третье поколения художников, в годы войны
соприкоснувшихся с жизнью уральского села, передает в дар собранию
новые произведения.
Сегодня картинная галерея села Воскресенское
экспонирует работы известных российских художников, учеников
Московской художественной школы, в годы войны эвакуированных на
Южный Урал. Среди них — Гелий Коржев, Виктор Бабицын, Петр
Оссовский, Виктор Иванов, братья Ткачевы, Борис Немечек, Иван
Архипов, Валентин Пурыгин, Люциан Шитов, Александр Суханов.
Галерея была основана в 1970 году по решению министерств
культуры Российской Федерации и Башкирской АССР, Союза
художников СССР и торжественно открыта 6 ноября 1971 года. В
1979 году Воскресенская картинная галерея получила статус
филиала музея имени М. В. Нестерова. Ее официальная страница в
Интернете находится по адресу: http://www.museum.ru/m1488.
Кроме собрания произведений изобразительного искусства,
галерея представляет собой и музей истории и культуры села
Воскресенское, основанного в XVIII веке с началом строительства
медеплавильного завода. Одна из тематических экскурсий носит
название «Ожившие страницы крестьянской войны под предводительством
Емельяна Пугачева».
|
Уникально само здание, в котором находится Воскресенская картинная
галерея. В просторном доме из красного кирпича постройки второй половины
девятнадцатого века с 1902 года жил Эдгард Иванович Корлейс, старший
врач подвижного лазарета имени русского учительства. Хирург Корлейс был
коллежским асессором, имел многочисленные правительственные награды «за
труды и деяния, оказанные раненным в борьбе за Отечество». Если
владельцы Воскресенского медеплавильного завода Пашковы уехали из села
сразу после революции, то Эдгард Корлейс остался на Урале до конца своих
дней, продолжал активную врачебную деятельность и в один из периодов
свой жизни был председателем Всероссийского общества Красного Креста.
Умер он в 1927 году, похоронен в больничном саду, под окном
операционной. За его могилой ухаживают сегодня сотрудники Воскресенской
картинной галереи, унаследовавшей знаменитый дом Корлейса и наполнившей
его новым содержанием.
Живой мост человеческого общения между московскими и башкирскими
художниками, всеми, кто интересуется искусством и историей своей страны,
не прерывается во многом благодаря стараниям заведующей Воскресенской
картинной галереей Елены Барановой. В своей бессменной в течение почти
30 лет работе она видит не только труд, но и повод для служения родному
селу, любимому искусству и людям, его создающим.
— Музей — это обитель муз, — напоминает она своим собеседникам. И
явно не случайно, что в переписке с московскими художниками,
скульпторами, их детьми и супругами иначе как «ангелом-хранителем» Елену
Георгиевну и не называют.
«Бесконечно восхищаюсь вашей сердечностью, — пишет ей Элеонора
Немечек, вдова Бориса Немечека — известного художника кино и сценариста,
принимавшего участие в постановке фильмов «Без вести пропавший»,
«Баллада о солдате», «Чистое небо», «Мимино», «Афоня», «Джентльмены
удачи», «Берегись автомобиля». — Благодарю вас и судьбу, сохранивших
работы Бориса, в которых искренность и тепло дорогого мне человека».
Это наша галерея!
Отголоски высокой поэзии, разлитые в воздухе и растворенные в
ландшафте, во все времена ощущают люди искусства, приезжая в
Воскресенское. И сегодня на пленэр в старинное село приезжают
начинающие живописцы и зрелые мастера, сюда едут за вдохновением
студенты и искусствоведы.
Очень заинтересованно относится к Воскресенску московский художник Виталий Михайлович Меньшиков:
— Пока я жив, хочу говорить о Воскресенске.
Он пишет материалы в «Церковную газету», в июне в газете «Правда» опубликовано его обращения к общественности.
Через полтора года галерее исполнится 40 лет, и об этом в далекой
Москве помнит недавняя гостья Воскресенской галереи Людмила Марц, вдова
скульптора-анималиста Андрея Марца. Людмила Викторовна — заведующая
отделом скульптуры XX века, член Союза художников России,
член-корреспондент Российской академии художеств.
В апреле нынешнего года она с глубоким душевным трепетом
рассматривала окрестности села, в котором прошли два года из военного
детства ее друга жизни, и на прощанье пообещала помочь в издании
каталога выставленных в местной галерее картин.
В телефонном разговоре, когда автор этих строк благодарила Людмилу
Викторовну за внимание к Воскресенской картинной галерее, та
воскликнула, поправляя меня:
— Это и наша галерея! Сегодня в Москве есть люди, которые знают и
любят ее. Я сама наслышана о селе Воскресенском от супруга, хорошо знаю
многих художников, которые подростками оказались там. Все они говорили,
что у них две родины — Москва и Воскресенское. А долгожданная встреча с
галереей не обманула моих ожиданий.
Художники щедро дарили ей свои произведения, и сегодня мы видим в
небольшой галерее чрезвычайно ценное собрание работ шестидесятников,
натурные рисунки фронтовиков. Село Воскресенское с его прекрасной
природой, богатой историей и замечательными произведениями искусства
может стать не только гордостью Башкирии, но и объектом интереснейших
экскурсионных маршрутов, началом «золотого кольца» республики.
Татьяна ХУДЯКОВА. Мелеузовский район.
10.07.10
Источник: http://www.agidel.ru/?param1=19270&tab=29 |